Услуги: пассажирские перевозки, аренда и прокат автомобилей, аренда автобусов Автосервис Спутниковая Поисковая Система gps мониторинга "Скарлет-online" Компания "Скарлет" - аренда и прокат: легковые автомобили, машины с водителем, автобусы, микроавтобусы в Москве и Санкт Петербурге Компания "Скарлет" - аренда и прокат: легковые автомобили, машины с водителем, автобусы, микроавтобусы в Москве и Санкт Петербурге Компания "Скарлет" - аренда и прокат: легковые автомобили, машины с водителем, автобусы, микроавтобусы в Москве и Санкт Петербурге Компания "Скарлет" - аренда и прокат: легковые автомобили, машины с водителем, автобусы, микроавтобусы в Москве и Санкт Петербурге Компания "Скарлет" - аренда и прокат: легковые автомобили, машины с водителем, автобусы, микроавтобусы в Москве и Санкт Петербурге Услуги: пассажирские перевозки, аренда и прокат автомобилей, аренда автобусов Спутниковая Поисковая Система gps мониторинга "Скарлет-online" Автосервис
Аренда автомобиляАренда автобусаАренда с водителемРемонт ПАЗ, КАВЗАвтосервисКонтакты
placeholder

Новости

Scarlet.ru » Новости » Она командует мужчинами. История успеха Марины Бушуевой ("Скарлет")

Она командует мужчинами. История успеха Марины Бушуевой ("Скарлет")

Ссылка на видеорепортаж с эфира

Финам.FM

Они сделали это! 23/04/2012 09:05

Она командует мужчинами. История успеха Марины Бушуевой ("Скарлет")

 

ЛИХАЧЕВА: 9.04 в столице. Доброе утро, вы слушаете "Финам FM", меня зовут Елена Лихачева. Здравствуйте. Я помню, не так давно владелица сети детских кондитерских "АндерСон" рассказывала у нас в программе, почему так странновато называется ее детище. Просто потому, что когда она оформляла свое ООО, те чиновники, которые оформляли, не знали они, как правильно пишется фамилия великого сказочника, поэтому и получилось не "Андерсен", а "АндерСон".

Похожая история произошла и с нашей сегодняшней гостьей. Когда она оформляла свою самую первую компанию, собственно говоря, первую и существующую по сей день, те чиновники, которые ее оформляли, они не знали, как пишется американское имя, или английское имя Скарлетт, поэтому и написали не "Скарлетт", как правильно, а с одной "т". Марина, здравствуйте.

БУШУЕВА: Здравствуйте, Елена.

ЛИХАЧЕВА: Давайте сначала послушаем рубрику "Статус", потом начнем программу.

 

Статус: Марина Бушуева – основательница и владелица транспортной компании "Скарлет".

 

Как это делалось: Окончила Московское педагогическое училище имени Ушинского, Московский психолого-социальный институт, Всероссийскую государственную налоговую академию Министерства финансов России, Российскую академию государственной службы при президенте. Практикующий психолог, психотерапевт, имеет степень MBA. Работала в школе учителем начальных классов, была секретарем строительной компании. В 1993-м основала в Москве транспортную компанию "Скарлет". В настоящее время компания имеет филиалы в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Марина Бушуева также является президентом Культурного центра по сохранению и развитию творческого наследия Сергея Образцова, организатором Аукционного дома "Жизнь Кукол". Замужем, воспитывает двух дочерей.

 

Марина БушуеваЛИХАЧЕВА: Еще раз, Марина, доброе утро. Еще раз спасибо за то, что вы сегодня с нами. 5533 – это номер для ваших SMS-вопросов. Пожалуйста, начинайте их на русскую букву "Я": "Я", пробел, потом вопрос. Все, что мы сегодня будем обсуждать, пожалуйста, вы можете комментировать. Все ваши реплики и, еще раз повторю, вопросы принимаются не только по SMS, но и на нашем сайте – finam.fm. Там же, на нашем сайте, нас можно не только слушать, но и смотреть. У нас прямой эфир и у нас прямая трансляция. Марина, значит, вашей компании уже ого-го! – с 1993 года. Это 20 лет уже скоро?

БУШУЕВА: Скоро 20 лет. Страшно представить, вообще.

ЛИХАЧЕВА: Как вам вообще пришла в голову такая идея: транспортная компания – с вашим бэкграундом? Вы и сейчас выглядите как-то очень женственно и хрупко, но думаю, что 20 лет назад эти качества были еще усилены. Почему тогда транспортная? Почему, не знаю, кондитерская, детский центр? Все, что угодно?

БУШУЕВА: Совершенно вообще неожиданно:

работая секретарем, я увидела эту схему, и она мне показалась такой простенькой. Схема была, действительно, простенькая: набирались водители со своими автомобилями и предлагались в аренду. Все. Я думаю: "Попробую-ка я, а чего это?"

ЛИХАЧЕВА: Я так себе представляю водителей в 1993 году. Они и сейчас-то, в общем, такие парни, с которыми достаточно сложно, мягко говоря, общаться, и нужно держать ухо востро, в 1993 году, мне кажется, ситуация была даже чуть сложнее.

БУШУЕВА: Проще.

ЛИХАЧЕВА: Проще даже?

БУШУЕВА: Проще.

ЛИХАЧЕВА: Тем не менее, как вы справлялись с первым штатом, который вы набрали?

БУШУЕВА: Это была катастрофа. Я была приличной девочкой, я была учительницей начальных классов, я была приличным секретарем.

ЛИХАЧЕВА: Любопытно, что была.

БУШУЕВА: Да-да-да.

ЛИХАЧЕВА: Жизнь поправила?

БУШУЕВА: Поправила в течение трех месяцев.

Я не умела ругаться матом совершенно, у меня была выверенная речь, нас этому учили. И оказалась такая ситуация безвыходная, что мне пришлось… Уже довели, вырвалось. И вдруг этот короткий набор слов так быстро решил проблему, что я поняла: "Вот он, рецепт".

ЛИХАЧЕВА: Без этого никак?

БУШУЕВА: Никак.

ЛИХАЧЕВА: Все-таки, как ни крути. Сколько было первоначально в вашем штате мужиков-водителей, которые ругались матом?

БУШУЕВА: Первоначально достаточно много. Первоначально, наверное, для начала их было человек 25-30, где-то так.

ЛИХАЧЕВА: Это немного?

БУШУЕВА: Первоначально – много. Их еще запомнить всех надо было. Еще машины запомнить надо было.

ЛИХАЧЕВА: Значит так: в первом штате у вас было 25-30 человек. Стартового капитала было сколько?

БУШУЕВА: 200 долларов.

ЛИХАЧЕВА: 200 долларов? Сейчас ваша компания из себя представляет, спустя почти уже 20 лет, что? Давайте по цифрам пройдемся.

БУШУЕВА: Сейчас больше 100 автомобилей, соответственно…

ЛИХАЧЕВА: В собственности?

БУШУЕВА: В собственности. В собственности автобусы, микроавтобусы, легковые. Соответственно, это почти 70 с лишним человек водителей, несколько автомобилей в Санкт-Петербурге. В Нижнем Новгороде уже работают по франшизе. Мы продали этот филиал, но, тем не менее…

ЛИХАЧЕВА: Начинали как филиал, а потом все-таки продали?

БУШУЕВА: Да, продали. Очень много всего получается.

ЛИХАЧЕВА: И оборот, например, за последний год?

БУШУЕВА: Не скажу.

ЛИХАЧЕВА: Это я… Как-то я привыкла в последнее время. Я думаю, что за последний год все больше и больше становится людей, которые даже обороты свои не озвучивают. Странно. Честно сказать, раньше таких людей было меньше в нашей программе. Сейчас этот ответ "не скажу" как-то учащается. Как вы думаете, с чем это связано?

БУШУЕВА: С чем это связано? Это, мне кажется, менталитет наш: все-таки мы более закрытые по сравнению с западными компаниями. Но я могу сказать, что по сравнению с 2008 годом оборот, не только в нашем бизнесе, упал на 30-40%.

ЛИХАЧЕВА: И до сих пор не восстановился?

БУШУЕВА: До сих пор не восстановился. До сих пор мы были вынуждены… Не только наша компания, но и многие, мы продали часть парка, чтобы удержать бизнес. Тем не менее, удержали. В 1998 году такого не было. В 1998 году за три года мы восстановились и превысили оборот. На сегодняшний день…

ЛИХАЧЕВА: Сейчас прошло уже это количество времени, но до сих пор восстановления не произошло?

БУШУЕВА: Да. Но, тем не менее, собственно, рентабельность держится выше банковского процента. Это нормально.

ЛИХАЧЕВА: А сколько сейчас рентабельность составляет в принципе в вашем бизнесе?

БУШУЕВА: В нашем – порядка 25% годовых. Раньше это было 35-40% годовых.

ЛИХАЧЕВА: 25%, в принципе, неплохо…

БУШУЕВА: Неплохо.

ЛИХАЧЕВА: …Особенно если не сильно закредитован. Даже если сильно закредитован, как вы говорите, если выше банковского процента, то уже, в общем, как-то можно жить.

БУШУЕВА: Абсолютно.

ЛИХАЧЕВА: Марина Бушуева у нас сегодня в программе, основательница и владелица транспортной компании "Скарлет".

Давайте вернемся в 1993 год, такой сделаем флешбэк, и расскажем о том, как вы строили вашу компанию, и чем все это закончилось. В принципе, в каком первом приближении.

БУШУЕВА: Это не закончилось.

ЛИХАЧЕВА: На данный момент, чем все это продолжается? Мы уже поняли, около 70 человек у вас в штате, 100 машин, оборот "не скажу", рентабельность – 25%.

БУШУЕВА: Да.

ЛИХАЧЕВА: Как-то так? А в 1993 году, когда вы только начинали, и до 1998 года быстро шел рост?

БУШУЕВА: Быстро шел. Рост практически был ежемесячный. На рынке всего компаний было около 20, и практически никто – да, в общем-то, никто – не имел собственного парка. Мы не считаем таксопарки, потому что таксопарки никогда не были нам конкурентами. Это были государственные предприятия, они не могли обеспечить ни тот уровень, ни те условия обслуживания, и цены так были совершенно как-то с нашими вообще не сопоставимы. Поэтому, конечно, те времена были сложные какие-то…

ЛИХАЧЕВА: С каким чувством вы их вспоминаете? По-разному люди сейчас оценивают то, что происходило в 90-х годах.

БУШУЕВА: С ностальгией.

ЛИХАЧЕВА: С ностальгией?

БУШУЕВА: С ностальгией.

ЛИХАЧЕВА: Не хватает чего вам сейчас из 90-х?

БУШУЕВА: Адреналина.

ЛИХАЧЕВА: Я так почему-то и думала, что вы скажете: "Адреналина". Вам кто-нибудь помогал в 90-х годах? Была какая-нибудь "крыша", административный ресурс, какой-нибудь сильный мужчина рядом, может быть, сильная женщина рядом?

БУШУЕВА: Нет.

ЛИХАЧЕВА: Нет? Все сама?

БУШУЕВА: Вы знаете, это было… Почему с ностальгией, почему адреналина? На первую в жизни стрелку я поехала сама…

ЛИХАЧЕВА: Стрелку с кем? С бандитами?

БУШУЕВА: С кем?

ЛИХАЧЕВА: Понятно.

БУШУЕВА: Кто наехал, с теми и поехала.

ЛИХАЧЕВА: Так.

БУШУЕВА: Я поехала на такси с полиэтиленовым пакетиком. Когда я вернулась после этого непростого разговора, порядка, значит, полутора-двухчасового, я приехала в кафе, где собирались мои друзья, и первым делом выпила стакан водки. Они говорят: "Ты чего?" Я когда им рассказала, где я была, говорят: "Да ты сумасшедшая".

ЛИХАЧЕВА: А что в пакетике было в полиэтиленовом?

БУШУЕВА: Да ничего, бумажки какие-то. Ничего там не было.

ЛИХАЧЕВА: А я думала, пачки денег для того, чтобы решить вопрос.

БУШУЕВА: Нет.

ЛИХАЧЕВА: А каким образом вопрос решали? Обаянием личным?

БУШУЕВА: Обаяние там не играло роли.

ЛИХАЧЕВА: Что играет роль?

БУШУЕВА: Играет роль, кто кого переиграет. Знаете, к счастью, может быть, ангел-хранитель, может быть, мои актерские таланты, может быть все-таки в большей степени знание психологии.

Знание психологии, оно меня столько раз спасало в различных совершенно ситуациях и помогает в управлении бизнесом. Я их просто просчитала.

ЛИХАЧЕВА: Хорошо. Приведите, пожалуйста, три примера, когда знание психологии помогало вам в ведении бизнеса. Скажем, та ситуация, когда вы поехали на стрелку с полиэтиленовым пакетом.

БУШУЕВА: Это не единственная была ситуация в моей жизни.

ЛИХАЧЕВА: Это не единственная. Давайте еще хотя бы две-три, потому что меня интересует этот вопрос. Я думаю, что большинство наших слушателей интересует этот вопрос. И я точно знаю, что тех людей, которые приходили к нам в программу, интересует этот вопрос. Возможно ли с помощью знаний психологии выигрывать в бизнес-ситуациях, или это какой-то, знаете, миф надуманный?

БУШУЕВА: Это не миф, это возможно. Выигрывать в ситуациях с помощью знаний психологии не просто возможно, а необходимо. Главное – это решение вопросов… Тогда это мне помогло не просто разрешить какие-то ситуации, а элементарно выжить. Потому что женщине в мужском бизнесе, и сталкиваясь в таких ситуациях: либо ты знаешь правила игры, психологию человеческую, либо тебя просто убьют. Это раз. Управление персоналом…

ЛИХАЧЕВА: Хорошо. Давайте на конкретных кейсах.

БУШУЕВА: На конкретных кейсах? Легко. Со стрелок начнем?

ЛИХАЧЕВА: Давайте со стрелок начнем. Как просчитать? Просто, знаете, еще говорят о том, что это женское дело – просчитывать, как-то подстраиваться, смотреть психологию, журнальчики всякие почитывать про отношения в жизни, в бизнесе. А мужчина – он стратег, он исходит из закона логики. Ему эта вся психология, знаете, не надо, потому что он считает, что логично поступить так, так и так. И дальше он встречается на стрелке с таким же логичным парнем, и он точно также логично рассчитывает, просчитывает, и дальше они где-то встречаются посередине, что называется, win-win.

БУШУЕВА: Они встречаются не с позиции логики, они встречаются с позиции силы. Поэтому в процентном соотношении в те годы мужчин-бизнесменов было убито гораздо больше, чем женщин.

ЛИХАЧЕВА: Но их было вообще, в принципе…

БУШУЕВА: А женщин – считанные единицы практически.

ЛИХАЧЕВА: Их было вообще, в принципе, меньше. Да, с вами согласна.

БУШУЕВА: В принципе, меньше, но в процентах если считать. Мужчина идет с позиции силы. Женщина, не обладая физической силой, но имея желание элементарно выжить и сделать что-то лучше, она ищет другие пути. И путь, скажем, такой обходной, путь хитрости, он всегда лучше.

ЛИХАЧЕВА: Хорошо. Мы сейчас прервемся на краткие новости. Буквально через одну минуту мы вернемся. Вы расскажете нам на конкретных кейсах, как знание психологии… А вы дипломированный психолог, и сейчас практикующий психолог, да, правильно я понимаю, не только бизнес-вумен?

БУШУЕВА: Да.

ЛИХАЧЕВА: Как эти знания помогали вам тогда, в 90-х, на стрелках и не только на стрелках, и сейчас, в ситуации, когда стрелок уже нет, но, я думаю, что хоть и не хватает адреналина, но в некоторых моментах ситуация, может быть, даже чуть сложнее?

Марина Бушуева у нас сегодня в программе, основательница и владелица транспортной компании "Скарлет". Вы слушаете "Финам FM", 99,6.

 

Новости.

***

ЛИХАЧЕВА: И еще раз доброе утро. У нас сегодня в гостях Марина Бушуева, которая в 1993-м аж году сделала транспортную компанию, которая называется "Скарлет". Она существует и по сей день, сейчас там около 100 автомобилей, 70 человек водителей. По поводу остальных цифр мы умолчали. Рентабельность этого бизнеса около 25% сейчас на данный момент.

БУШУЕВА: Да.

ЛИХАЧЕВА: Хотя еще буквально три-четыре года назад она достигала 40%. Мне говорили, что даже в ряде случаев – 50-55%. О’кей, может быть, приврали. Доказательств нет.

Итак, Марина, вы, помимо того, что вы занимаетесь 20 лет уже бизнесом, вы примерно такое же количество времени, может быть, даже чуть побольше, занимаетесь и психологией, да? Практикующий психолог, психотерапевт, степень MBA… Кстати, степень MBA по поводу управления, наверное, да? Нет?

БУШУЕВА: По поводу экономики.

ЛИХАЧЕВА: По поводу экономики? Это любопытная история. В связи с этим я попросила вас до паузы рассказать о том, каким образом знания психологии помогали вам в бизнес-ситуациях. Например, условно говоря, в кавычках, "бизнес-ситуациях" в 90-х годах, на стрелках, например, с бандитами. Как это было?

БУШУЕВА: Самая первая стрелка – это были лица кавказской национальности, скажем. Не буду уже называть конкретно.

ЛИХАЧЕВА: Фамилии, может, не нужно, действительно. Иначе проблемы будут.

БУШУЕВА: Я их, к счастью, не знаю.

ЛИХАЧЕВА: Так.

БУШУЕВА: Я была приглашена в некое питейное заведение, и совершенно пошла беседа о том, что… Классически: "Мы решим ваши проблемы". А дальше был спектакль с моей стороны. Без всяких угроз, без всего. Я им доказала, что им это неинтересно.

ЛИХАЧЕВА: Как?

БУШУЕВА: Очень просто.

Я делала из себя такую ленивую кисейную барышню, дальше объясняла, что денег это не приносит. Когда они поняли, что это денег не приносит…

Хотя надо отдать должное, на тот момент действительно приносило мало денег, потому что компания существовала всего три месяца.

ЛИХАЧЕВА: Особо играть не приходилось?

БУШУЕВА: Особо тут играть не приходилось. Но был там другой, очень опасный ход. Они мне сказали: "Слушай, а ты автосервис открыть не хочешь? Давай мы тебе дадим автосервис, и ты его возглавишь?" Надо отдать должное… Я не знаю, готовили ли их специально, но психологически они были подготовлены замечательно. Это было четыре здоровых волосатых мужика с такими цепями, и они играли четко по ролям: злой, добрый, уходили, менялись. Совершенно все грамотно было. Чем грамотнее, собственно, тем проще, поскольку знаешь, что будет дальше. И дальше продолжилась эта роль блондинки. Когда они не выдержали уже совсем: "Вот, автосервис". Я говорю: "О, здорово! Поди на работу рано приезжать?" Они говорят: "Ну как? Да, рано". Я говорю: "Оборудование закупать, людей?" Говорят: "Мы все же сделаем".

На самом деле, ход был действительно опасный. С их точки зрения психологически грамотный, потому что поди поставь девочку в автосервис и подставь ей ворованные машины. Все это понятно. Но, обладая определенными знаниями специфики, знанием, чем кто занимается, было достаточно просто понять, что дальше будет. Но добило их, похоже… Говорят: "Слушай, а деньги-то ты где берешь?" Я говорю: "Ну как? В тумбочке".

ЛИХАЧЕВА: Разводились на такие фразы в те времена?

БУШУЕВА: Удивительно, разводились. Все-таки это времена были совершенно непонятные. Больше всего я получила удовольствия… Конечно, побившись со мной: пугают – не пугаюсь, но дура дурой. В общем, я ушла оттуда, видимо, они решили, что дура – ну совсем дура. Я ушла, думаю: "Слава тебе, господи".

ЛИХАЧЕВА: Блондинки бессмертны. Знаете, почему?

БУШУЕВА: Блондинки, да. Блондинки forever.

ЛИХАЧЕВА: Потому что имидж блондинки иногда спасает в таких ситуациях, в которых никакой другой имидж не спасет. Это правда.

БУШУЕВА: Ни одному мужчине бы не поверили в этой ситуации. Женщине – да. Кто же мог подумать? Безусловно, что с годами, с развитием бизнеса менялись подходы: их подходы менялись, и мои подходы менялись. И

я уже работала на свою репутацию, завоевывая определенный авторитет. Я овладела определенным языком. Уже, в общем-то, я играла по определенным правилам, это вызывало уважение.

Но здесь очень важно было…

Почему ностальгически я вспоминаю те времена? Потому что в те времена очень важно было иметь репутацию. И если ты делал свое дело и поступал по жизни так, что тебя можно было уважать, то все проблемы решались очень просто.

ЛИХАЧЕВА: Закон гор в некотором смысле.

БУШУЕВА: Да.

ЛИХАЧЕВА: В хорошем смысле.

БУШУЕВА: Сейчас, к сожалению, увы, не так.

ЛИХАЧЕВА: Как сейчас? Давайте поговорим о том, помогает ли в данном конкретном российском контексте, в котором вы сейчас работаете... Вы по-прежнему занимаетесь бизнесом, у вас по-прежнему та же самая компания под тем же самым странным названием без одной буковки "т" на конце.

БУШУЕВА: Да.

ЛИХАЧЕВА: "Скарлет".

БУШУЕВА: Поздно.

ЛИХАЧЕВА: Но только теперь у вас в два раза больше водителей, парк – 100 машин, как мы уже говорили. И я думаю, что не самый маленький оборот. Рентабельность – 25%. Все показатели вполне себе неплохие. Я думаю, что достаточно нелегко даже сейчас вам эту всю машину двигать вперед. Как работают знания психологии, или не работают они сейчас? Давайте буквально об этом до кратких новостей и поговорим.

Марина Бушуева у нас сегодня в программе, основательница и владелица транспортной компании "Скарлет".

Итак, в современном контексте работают или не работают знания психологии?

БУШУЕВА: Работают. Управление персоналом. Персонал… Не берем офисный персонал, там вопросов нет никаких, все хорошо, все в порядке. Водители.

Водители – это потрясающая категория, вплоть до того, что мне приходится заниматься некоторыми, лично их кодируя от запоев.

ЛИХАЧЕВА: Лично?

БУШУЕВА: А что делать?

ЛИХАЧЕВА: Может быть, жене поручать? Не знаю.

БУШУЕВА: Нет, все-таки это некая терапия. Жене поручать – это хорошо, я бы им всем скалки подарила. Я стараюсь брать женатых мужчин, это проще. Во всяком случае, можно точно узнать, где он находится. Это раз. Работа с водительским персоналом. Что только не делали, я вычисляла, какова вероятность их запоев, по каким причинам. Как ни странно, 95% запоев происходят из-за проблем в семье. Я пыталась даже несколько лет собирать их жен, работать с ними. Чего я только не делала. Как пили, так и пьют, гады.

ЛИХАЧЕВА: Слушайте, вы как психолог прекрасно знаете, что в семье алкоголика всегда существует дама, которая это не только принимает, но и в ряде случаев провоцирует.

БУШУЕВА: Да.

ЛИХАЧЕВА: И если он перестанет пить – то просто семья развалится. Семья зависимых и их созависимых – это вообще тема отдельной, конечно, программы, поэтому скалки можно им, конечно, подарить, хоть по две, но в корне ситуация не поменяется, скорее всего. Поэтому…

БУШУЕВА: Но ситуацию… В корне она поменяется никогда. Есть определенный процент, но его можно уменьшить. Некие мои усилия, они уменьшают этот процент.

ЛИХАЧЕВА: А вы не пробовали женщин набрать на работу?

БУШУЕВА: Был такой опыт…

ЛИХАЧЕВА: Все-таки при всех каких-то сложностях работы с женским персоналом, но они по крайней мере хоть не пьют, в запои не уходят.

БУШУЕВА: Да-да-да.

Есть в Москве женское такси. Я звонила, спрашивала. Я говорю: "Ну как?" Она говорит: "Все то же самое, только не пьют".

ЛИХАЧЕВА: Но уже хорошо ведь. Это прекрасно, что не пьют. Мало хороших профессиональных женщин-водителей или как? В чем тут вопрос?

БУШУЕВА: Дело не в этом. Во-первых, не все любят ездить с женщинами – раз. Во-вторых, женщина… Для женщин нужно еще персонального механика. Не каждая колесо поменяет. Чисто физически это. Не разбираются в машинах и так далее – два.

ЛИХАЧЕВА: Да. И действительно, чисто физически достаточно сложно поменять колесо.

БУШУЕВА: Да. Все остальное, собственно…

ЛИХАЧЕВА: С этими домкратами…

БУШУЕВА: …Нет никаких проблем, но профессиональный водитель – это некий диагноз.

ЛИХАЧЕВА: Понятно. Хорошо, давайте про запои поговорим. Как все-таки справляться? Я думаю, для многих работодателей тема достаточно актуальная, поэтому как психолог, посоветуйте.

БУШУЕВА: Объясняю как психолог.

Если бы я не была психологом, я бы сошла с ума, ей богу.

ЛИХАЧЕВА: Не сомневаюсь, это сложный момент.

БУШУЕВА: Я знаю такую ситуацию, очень смеялась. В институте как раз семинар, говорят, рассказывают, технику обсуждают, говорят: "У нас один клиент сошел с ума: ворвался в отделение милиции с бейсбольной битой, напал на сотрудников. Психическое заболевание у него вдруг возникло". Я говорю: "А чем он занимается?" "Да, – говорят, – у него транспортная компания". Я говорю: "А сколько лет?" "Пять". Я им говорю: "Как я его понимаю, у меня уже десять". Аудитория очень смеялась. Но это понимание неких законов бизнеса, законов природы, законов жизни, оно… Ситуацию не изменить, но можно ее подстраховать.

ЛИХАЧЕВА: Как? Давайте конкретные рекомендации.

БУШУЕВА: Элементарно. Я собираю информацию, если я знаю, что у человека сейчас будет проблема, или он попал в аварию. Попал в аварию, разбил фару на машине – все, запой сто процентов. Я его просто заменяю – раз. У меня всегда есть возможность заменить. У меня стоит оборудование на машинах, диспетчер видит: завелся он, на заказ поехал, не поехал? Я всегда могу эту машину заблокировать. Я сделала все, чтобы обезопасить себя от последствий их пьянства. Победить это нельзя, можно снизить.

ЛИХАЧЕВА: Просто минимизировать, что называется…

БУШУЕВА: Минимизировать риски.

ЛИХАЧЕВА: …Риски, расходы свои собственные?

БУШУЕВА: Единственный способ. Я раньше очень переживала. Когда это все… Я поняла, что я приняла эту ситуацию, минимизировала риски – все, больше ничего не сделаешь.

ЛИХАЧЕВА: Я читала в одном из ваших интервью, что у вас есть какой-то электрик, уж очень какой-то высококвалифицированный, у которого чуть ли не официально в трудовом договоре записано: "Имеет право за счет компании уйти на три дня в запой раз в месяц". Это правда, или?..

БУШУЕВА: Он уже у меня работает лет, наверное, шесть. Из них уже года четыре не пьет.

ЛИХАЧЕВА: Как только ему разрешили…

БУШУЕВА: Нет, как только мне надоело.

ЛИХАЧЕВА: Понятно.

БУШУЕВА: И с семьей у него, кстати, все в порядке.

ЛИХАЧЕВА: А почему так получилось? Что значит: "Как только мне надоело?" Может, и со всеми остальными так поступить?

БУШУЕВА: Не стоит того. Есть люди, которых можно вытянуть, а есть люди, которых нельзя вытянуть.

ЛИХАЧЕВА: Тот электрик оказался из первой категории?

БУШУЕВА: Да. Нет смысла некоторых вытягивать. Зачем спасать мир, который тебя об этом не просил?

ЛИХАЧЕВА: Это правда, хотя очень многие в нашей стране, в особенности женщины, этим занимаются всю свою жизнь, вместо того чтобы заниматься собой. Это проблема из проблем. Как вы с воровством поступаете?

БУШУЕВА: Жестко.

ЛИХАЧЕВА: Как? Жестко – как?

БУШУЕВА: Наказываю.

ЛИХАЧЕВА: Каким образом? Как вычисляете, как наказываете? Это тоже вопрос достаточно сложный. Все, кто сталкиваются с транспортом, с производством и уж, тем более с водителями, с этим вопросом должны разбираться действительно, очень жестко. Но как вы это делаете?

БУШУЕВА: Это система учета грамотная, это система ввода неких параметров. Сейчас жить в этом плане проще, потому что есть на машинах спутниковая система слежения, вычисления километража, по ней бензин по карточкам и так далее. Раньше этого не было, поэтому приходилось глазками снимать спидометр, вычислять, когда за наличные был бензин, весь этот расход, где он налево съездил. Я вывела некий параметр просто, чисто эмпирическим путем, который некоторые приняли на заметку: средняя скорость на заказе – долго объяснять, не в рамках программы, – которая позволила понять, где водитель дописывает километраж. Сейчас жить проще. Берешь навигатор, открываешь: по карточке столько литров, столько пробега, все это вычисляется, наказывается финансово, как предъявление ущерба. По всем документам просто вычитается из зарплаты и все.

ЛИХАЧЕВА: Хорошо. Сейчас мы снова прервемся. Я еще раз напомню: 5533 – номер для ваших SMS-вопросов, мнений или реплик. Пожалуйста, начинайте их на русскую букву "Я": "Я", пробел, потом вопрос, если вас интересует, как решает наша сегодняшняя героиня другие вопросы, связанные с ее очень непростым бизнесом, в особенности, если учесть, что она работает с исключительно мужской категорией, да еще в той области, в той сфере, где традиционно считается женщина, что называется, "не гагенкопен", мягко говоря.

Я думаю, что есть определенный ряд трудностей, с которыми вы сталкивались и сталкиваетесь, наверняка, до сих пор, несмотря на почти 20-летний стаж руководителя в этой сфере. Правда? Мы об этом давайте поговорим буквально через одну минуту.

И я еще раз представлю нашу сегодняшнюю гостью: Марина Бушуева у нас сегодня в программе, основательница и владелица транспортной компании "Скарлет".

 

Новости.

***

ЛИХАЧЕВА: Сегодня у нас в гостях не только бизнесвумен с 20-летним стажем, но и практикующий психолог, психотерапевт. Марина Бушуева у нас сегодня в программе, основательница и владелица транспортной компании "Скарлет". Марина, еще раз доброе утро.

Давайте поговорим, действительно, о том, какие еще сложности были, есть и наверняка будут именно в том сегменте, в котором вы работаете. Учитывая то, что бизнес сложный, бизнес конкурентный, бизнес мужской исключительно, такой достаточно жесткий, а вы при этом – красивая рыженькая дама, да? Вот так, в первом приближении, когда просто на вас смотришь. Какие самые неприятные, может быть, какие-то моменты, трудновыполнимые, какие-то самые сложные?

БУШУЕВА: Самый сложный момент – это человеческий фактор, и именно водители. Самый сложный момент: они не выходят на работу, они уходят в запои, они воруют бензин... В общем, все понятно.

ЛИХАЧЕВА: Сейчас, в принципе, воруют больше или меньше, по сравнению, например, с 90-ми?

БУШУЕВА: Сейчас, как ни странно, воруют больше. Понятно, что все это вычисляется, вычитается, но это такая тягомотина, с этими бумажками. Раньше воровали меньше.

ЛИХАЧЕВА: Почему?

БУШУЕВА: Что удивительно, раньше вот этих невыходов на работу, еще чего-то было меньше, потому что элементарно боялись.

ЛИХАЧЕВА: Чего?

БУШУЕВА: Боялись того, что, я не знаю, в глаз дадут, в лес вывезут, еще что-то. Боялись именно вот такого физического воздействия.

ЛИХАЧЕВА: Физической расправы?

БУШУЕВА: Физической расправы. И это был самый эффективный метод. Люди старались как-то по-хорошему. Если они что-то хотят – давайте зарплату поднимем… Или украл, или попал в аварию – приходят, каются. Все было как-то в рамках. Сейчас сложность (я думаю, со мной согласятся многие бизнесмены) в том, что наш Трудовой кодекс, к сожалению, не учитывает неких тонкостей.

Я, например, увольняя человека за пьянку… На меня в суд подали – до сих пор судятся. Правда, к счастью, и судиться будут еще долго. Но это были три человека, уволенные за колоссальный запой: за то, что они прогуляли две недели, за то, что они собрались, бухали в автобусе и слили бензина на сумму практически собственной зарплаты. Ну, просто ангелы. И при этом первое судебное заседание – суд становится на их сторону, почему? Суд понимаю, претензий не имею – бумажки. Мы на тот момент неправильно это оформили определенными бумажками, все. И это люди, и получается, что первый суд присудил, что мы должны им что-то заплатить, какую-то сумму, подали... Ну, и так далее, вот это все, адвокаты, бумажная тягомотина.

И получается, что на сегодняшний день я обкладываюсь бумажками. Для того чтобы мне наказать вора, мне нужно вот столько бумажечек собрать. Конечно, я их собираю. Я обучаюсь очень быстро. С меня одного "попадания" достаточно, чтобы я ситуацию перестроила, все. Но тем не менее, это не только мне жить не дает. Это рождает безнаказанность колоссальную.

ЛИХАЧЕВА: Да, вы, к сожалению, не первая владелица или владелец бизнеса, которые жалуются на то, что наш Трудовой кодекс совершенно не учитывает то, что вообще-то владельцу бизнеса нужно тоже как-то жить, дышать, и нужно иногда увольнять людей, если они уж совсем оборзели. У нас действительно практически во всех ситуациях суд встает на сторону не работодателя, а работника. Может быть, это где-то и правильно, но, по-моему, перегиб пошел сейчас в другую сторону.

БУШУЕВА: Знаете, какой? Еще, извините, перебью, это уж прямо вот наболевшее.

ЛИХАЧЕВА: Наболело, я чувствую.

БУШУЕВА: Наболело. Биржа труда. Люди бедные, несчастные, хотят работать, дайте работу. Мы подали заявку на биржу труда. На собеседование еженедельно приходят от трех до семи человек с биржи труда – они не доходят до собеседования, они сразу подходят к секретарю, говорят: "Отметьте, что мы на собеседовании были". Они не хотят работать, причем это здоровые жлобы, на которых пахать и пахать! Они денег у нас с государства хотят, и государство им все равно плохое. Они получают пособие по безработице, эти деньги они фактически отбирают у пенсионеров. Это не правительство отбирает, это вот эти жлобы здоровые. Я запретила, я сказала: "Ни один у меня не получит вот этого. Хочешь работать – давай работай!"

ЛИХАЧЕВА: Знаете, всегда смешно, когда приходят, например, какие-нибудь политические деятели к нам в программу и рассказывают нам про Европу: как в Европе, как в Америке приходят за пособием и сидят у бедного государства на шее, здоровые люди не хотят работать. Можно подумать, у нас такой ситуации практически нет. А ведь у нас такая ситуация сейчас прямо…

БУШУЕВА: На каждом шагу.

ЛИХАЧЕВА: На каждом шагу, раз, она была, и сейчас, мне кажется, она усиливается. Откуда вообще берется эта иждивенческая такая позиция?

БУШУЕВА: Безнаказанность.

ЛИХАЧЕВА: Безнаказанность?

БУШУЕВА: Да.

ЛИХАЧЕВА: Вы минут 15 назад сказали, что несколько скучаете по 90-м годам.

БУШУЕВА: Сильно скучаю.

ЛИХАЧЕВА: Но не хотите ли вы сказать, чтобы сейчас мы как-то застроили ситуацию с лесом, куда можно отвезти, не знаю, закопать и так далее? На страхе? Понятно, что на страхе невозможно. Тогда как, предложите ваше решение?

БУШУЕВА: Как человек разумный, ностальгия ностальгией...

ЛИХАЧЕВА: Ну, понятно, что назад уже никто не хочет, не дай бог.

БУШУЕВА: Назад – не очень правильно.

ЛИХАЧЕВА: Это правда, так. Тогда как?

БУШУЕВА: Тогда по справедливости.

ЛИХАЧЕВА: Как – по справедливости? Ну что нужно делать в данной конкретной ситуации? Что нужно сделать для того, чтобы этих здоровых жлобов, которые ходят на биржу труда за отметочками, заставить работать?

БУШУЕВА: Я бы ужесточила законодательство именно в плане... Я бы несколько изменила Трудовой кодекс. Поскольку работодатель – это человек, который позволят людям жить нормально, создает рабочие места, раз. Я бы ужесточила наказание для тех, кто сидит на шее у государства. Я бы отправляла тунеядцев не просто на 101-й километр, на самое тяжелое производство на заводах. Я бы ужесточила.

Дело в том, что, я вам как психолог скажу, вот эта категория персонала, так называемого "линейного персонала", они, к сожалению, понимают только жесткие меры. К сожалению. И вообще чем жестче в России законы, тем больше порядка.

ЛИХАЧЕВА: Мне не очень, к сожалению, нравится это ваше высказывание.

БУШУЕВА: Знаю.

ЛИХАЧЕВА: Но, учитывая девальвацию вообще ценности труда в нашей стране, иногда у меня возникает что-то похожее на ваше мнение. Хотя я, честно говоря, активно гоню от себя вот эти мысли по поводу жесткости, жесткой руки и прочее. Я думаю, что есть другие способы. Но вам, 20 лет проработав с запойными мужиками, наверное, все-таки мир кажется…

БУШУЕВА: Это профессиональная деформация.

ЛИХАЧЕВА: Да, наверное, мир кажется несколько другим. Марина Бушуева у нас сегодня в программе, основательница и владелица транспортной компании "Скарлет".

Скажите, пожалуйста, а зачем вам вообще, в принципе, это нужно? Вы могли ведь выбрать себе совершенно какой-то другой, более женский, более (хотела сказать "нежный") человеческий какой-то бизнес? Наверняка бы все процессы отстроили, учитывая ваш опыт, и жизнь ваша была бы несколько более спокойной, размеренной, где-то даже более стабильной. Почему именно такой бизнес? Может, вам просто самой внутри важно управлять сотней мужиков? Какой-то такой во главе "стаи"… Такой "вожак в юбке"?

БУШУЕВА: Да, мне друзья говорили давно: "Тебе нужен не мужик, а черт с рогами, – говорят, – и то еще вопрос спорный". Да, вероятно, характер такой, что с шашкой вперед... Как-то я случайно попала в этот бизнес, а дальше пошло. Пошло, но тем не менее, это основное дело моей жизни, которое позволяет мне нормально жить. Я, в общем-то, всегда довольна была своими доходами. Кризис – не кризис, ну, всякое бывает. Во всяком случае, все живы, здоровы, сыты, обуты, одеты.

Но я всегда делала попытки что-то такое, девчачье. И куклы у меня есть.

Здорово меня спасает, конечно, психология. Я всю жизнь ею занимаюсь, безумно люблю. Мне доставляет колоссальное удовольствие, когда мне удается, знаете, человек заходит в кабинет – а потом выходит, и у него глазки зажигаются.

ЛИХАЧЕВА: Вы думаете, без психологического образования вы бы не смогли зажигать людей? Это настолько, мне кажется, такое врожденное качество: или ты "зажигалка", или нет. И ты можешь окончить сколько угодно хороших факультетов психологии, но если нет вот этого внутреннего драйвера, энергии, которой ты можешь поделиться – ну не будет оно как-то из "корочки" твоей, пусть это даже красный диплом.

БУШУЕВА: Согласна. Но одно с другим когда совмещается, эффект другой. Потому что можно шашкой-то махать, а можно махать грамотно. Это две разные вещи.

ЛИХАЧЕВА: Давайте буквально два вопросика я вам задам из тех, которые присылают наши слушатели. Даже это скорее не вопросы, а такие реплики: "Платите копейки – вот и пьют", – пишет нам... Не подписался кто, поэтому не могу назвать его имя. Но может быть, даже кто-то из вашего штата. Вот такая...

БУШУЕВА: Они меня слушают? Очень хорошо. Итак, не вздумайте опоздать сегодня на заказы!

ЛИХАЧЕВА: Итак: "Платите копейки – вот и пьют".

БУШУЕВА: Объясняю. Мы много беседовали друг с другом, владельцы транспортных компаний, проверяли – не влияет на процесс.

ЛИХАЧЕВА: Деньги не мотивируют?

БУШУЕВА: Вообще не мотивируют, к сожалению, этот персонал. Мало того,

есть очень интересная вещь, которую я заметила (конечно, сейчас все водители будут страшно возмущены), но если водитель получает чуть больше, чем он для себя решил, что ему нормально, это начинается катастрофа. Он перестает работать.

ЛИХАЧЕВА: Он расслабляется, да?

БУШУЕВА: Это потрясающая вещь. Я такого не ожидала, потому что я-то тоже думала, как они пишут: "Давайте платить больше – и будет нам счастье".

ЛИХАЧЕВА: А премии вы пытались как-то, за хорошие показатели?

БУШУЕВА: Пыталась. Рассказываю. Потрясающая вещь, я не ожидала такой вообще "подставы". Значит, была целая система продумана таким образом, чтобы по списку, эти передвигаются... Короче говоря, каждым первым семи человекам в этом списке мы давали премию, эквивалентную 60% их заработной платы за месяц. Мы им давали раз в месяц, вполне так себе достаточно. Когда в первый месяц из этих семи человек шесть на следующий день не вышли на работу... Причины понятны – никто не звонит, не говорит: "Запой". У них обычно три вещи: зубы, понос, извините, (я не знаю, почему они этим прикрываются – думают, что проверить, наверное, нельзя) и просто "не подошел к телефону".

ЛИХАЧЕВА: Почему нельзя?

БУШУЕВА: Вот, шесть человек. Я думала, звезды так, знаете, всякое бывает. Когда это произошло на второй месяц и на третий, я сказала: "Баста, ребята! Мне что, деньги девать некуда?" Поэтому совершенно четко знаю, просчитано, выверено – нет.

ЛИХАЧЕВА: Это, кстати, удивительная история.

БУШУЕВА: Удивительная.

ЛИХАЧЕВА: Вот работодатели, которые нанимают здесь, не знаю, казахов, молдаван, украинцев, кого угодно, мотивируют их деньгами, все довольны.

БУШУЕВА: Да.

ЛИХАЧЕВА: Да. Наших мотивировать деньгами невозможно.

БУШУЕВА: Нет, не просто наших. Если это офисный сотрудник, если это какой-то менеджер, вот эта категория менеджеров…

ЛИХАЧЕВА: Да-да, конечно, мы говорим именно об определенной категории.

БУШУЕВА: Если они знают, что у них будут бонусы – прекрасно работают. Если они даже не ожидают бонусов, понимают, что это невозможно, но это надо для компании – прекрасно работают. Ну, как водители – не работают эти законы, и все тут.

ЛИХАЧЕВА: Так. Ну, давайте мы сейчас, действительно, прервемся. Очень жалко, но приходится нам прерываться. Через одну минуту мы вернемся. Я еще раз представлю нашу сегодняшнюю гостью: основательница и владелица транспортной компании "Скарлет" Марина Бушуева у нас сегодня в программе.

 

Новости.

***

ЛИХАЧЕВА: Сегодня у нас в гостях основательница и владелица транспортной компании "Скарлет". Этой компании уже почти 20 лет, и сделала ее хрупкая рыженькая женщина, которая у нас сегодня в гостях. Но когда она начинает разговаривать, в ее нежности и хрупкости не то чтобы начинаешь сомневаться, но думаю, что есть еще некоторые качества, которые присущи ей, может быть, даже больше, чем два первых. Марина Бушуева, здравствуйте еще раз. Спасибо за то, что вы сегодня с нами.

С шашкой наголо – я представляю вас именно в таком образе, наверное, если и рисовать ваш портрет – то примерно так. Скажите, что самое приятное для вас в вашем бизнесе на данный момент? Что греет вас, в чем ваш кайф, ваш драйв?

БУШУЕВА: Драйв в том, что мне удается профессионально что-то делать. Для меня вот это понятие профессионализма… Даже если мне скажут, что я старая и толстая – вот это будет плохо, конечно, но не ужас-ужас, но если мне скажут, что я где-то сработала непрофессионально – вот это будет ужас-ужас. Для меня профессионализм очень важен. И вот кайф – получил какой-то контракт, обогнал конкурентов, придумал что-то, что они не придумали – вот это классно, драйв это, кайф это. Вот в любом: что транспорт, что психология – профессионализм.

ЛИХАЧЕВА: Кто устанавливает планку? Мне кажется, в этом смысле, в этом сегменте, планка на нашем российском рынке настолько низка, что считаться у нас профессионалом не то чтобы большого ума не надо, я не хочу ни в коем случае вас обидеть, но действительно не так сложно. Потому что сервис оставляет желать лучшего.

БУШУЕВА: Я считаю, что если мне удалось...

Я планку себе всегда ставлю сама. И каждый раз я ее поднимаю, а иначе никакого роста не будет. Если я решила некую проблему, которая была, если я вышла из одного кризиса, я вышла из второго кризиса, я наладила, открыла свой автосервис,

потому что невозможно было на чужих ремонтировать, разобралась с этими ремонтами, и так далее – вот эти вещи, какие-то новые знания, то, что над собой. Безусловно, наверняка есть где-то (я не самый умный человек в этом бизнесе) и умнее, и взрослее, опытнее, еще что-то, но по сравнению с тем, какой я была 20 лет назад, я считаю, что с профессиональной точки зрения я многого достигла. Для меня это важно.

ЛИХАЧЕВА: Вы учитываете условия все-таки старта? Важно, не насколько ты прыгнул, а важно, с какого места прыгнул, тогда это многое объясняет?

БУШУЕВА: Неважно, кого ты обогнал – это неважно. Важно, что ты над собой вырос.

ЛИХАЧЕВА: Давайте еще пару вопросов, которые нам прислали. "Сколько раз вы сами нарушали закон в 90-х годах?"

БУШУЕВА: Многократно.

ЛИХАЧЕВА: Многократно?

БУШУЕВА: Еще ездила по встречной полосе.

ЛИХАЧЕВА: Сейчас возможно ли работать легально? Есть несколько реплик по поводу того, что огромные отчисления (видимо, какой-то работодатель тоже пишет) не дают работать легально. Есть и определенное вообще мнение, что в нашей стране бизнес, в особенности бизнес оффлайн, вести легально практически невозможно.

БУШУЕВА: Возможно.

ЛИХАЧЕВА: Возможно?

БУШУЕВА: Возможно сейчас, как ни странно. В 90-х было ну совсем невозможно, вообще нереально, не берем.

ЛИХАЧЕВА: Ну да, с этим никто не спорит.

БУШУЕВА: Сейчас возможно. Совершенно, есть там упрощенная система налогообложения, есть патенты, есть, в конце концов, индивидуальные предприниматели, которые нанимаются в качестве водителей. Возможно. Требования, которые предъявляют... Я всю жизнь, вот сколько есть компании, я все эти 19 лет получала сама лицензии. Я видела, как меняются условия – совершенно нормальные условия. Нет ничего такого безумного и невыполнимого, то, что было лет 15 назад.

ЛИХАЧЕВА: Сейчас можно, не давая никому взяток, спокойно получить все те лицензии, которые необходимы для работы в вашем деле?

БУШУЕВА: Абсолютно спокойно.

ЛИХАЧЕВА: Еще вопрос: "Какой порог входа сейчас в такой бизнес? И вообще стоит ли?"

БУШУЕВА: Я смотрю, что открывается много компаний. Как правило, больше половины из них закрывается в течение шести-семи месяцев. Порог входа – опять-таки, я считаю, что меньше десяти машин иметь нерентабельно, но здесь много других факторов. В первую очередь, это фактор водительский. Мне рассказали про одну компанию, что вот они там очень интересно сделали, машины купили, все через SMS, так, сяк, вот этак, оборудование на "Android". Говорят: "Ты не боишься конкуренции?" Я говорю: "А оборудование кто покупает?" "Они, – говорят, – его купили и дают водителям". Я говорю: "Все, не боюсь. В течение трех месяцев они потеряют более половины этого оборудования, они просто "попадут", и у них не будет никакой рентабельности, поэтому спокойна".

Мне говорят: "Не боишься ли ты, что иностранные инвесторы сюда войдут?" Я говорю: "Прекрасно. Если они еще и сами будут управлять этим бизнесом, это прекрасно три раза, потому что они никогда в жизни не поймут психологию наших водителей".

ЛИХАЧЕВА: А если они наймут грамотных менеджеров, которые понимают психологию российских водителей?

БУШУЕВА: Как правило, самыми грамотными менеджерами в транспортных компаниях являются владельцы.

ЛИХАЧЕВА: Хорошо, спасибо за ваш ответ. Так все-таки, если бы, например, кто-нибудь из ваших родственников и знакомых (у меня такой любимый вопрос) пришел к вам и сказал: "Марина, я тоже хочу открыть примерно такой же бизнес", – неважно, женщина это или мужчина. И, допустим, этот человек вызывает у вас доверие, он хороший управленец и у него тоже есть знание психологии, в том числе психологии водителей.

БУШУЕВА: Получится.

ЛИХАЧЕВА: Куда ему? Есть ли какая-нибудь, может быть, узенькая такая ниша, где, на ваш взгляд, еще есть место для того, чтобы развернуться, где недостаточная конкуренция, может быть?

БУШУЕВА:

По оценкам аналитиков, на сегодняшний день считается, что рынок не заполнен. По моим оценкам, работы стало значительно меньше у всех. Новой компании будет тяжело, но при определенном упорстве вполне себе может быть.

Но здесь нужно выбрать, очень много направлений в этом бизнесе при кажущейся простоте. Это и сдача машин просто в аренду частным лицам, они привозят план. И работа так называемая "от борта", когда водитель просто берет какие-то заказы от борта и диспетчера. И VIP-обслуживание. Много различных сфер.

И куда бы я посоветовала? Ну, скорее я бы попробовала работать по заказам, но тут колоссальные вложения в рекламу. Много-много...

ЛИХАЧЕВА: Слишком конкурентоспособный рынок? Там, конечно, можно, с хорошим сервисом...

БУШУЕВА: Приходят, консультируются. Я, собственно, никогда не отказываю. Ну, почему нет? Если дурак, то все равно не сделает. Если умный, я помогу, и мне будет приятно.

ЛИХАЧЕВА: Так, последний вопрос, потом снова мы прервемся. Вопрос следующий: "Вы пробовали женское такси? Моя подруга хочет открыть сейчас нечто подобное. Вы бы посоветовали или отговорили?"

БУШУЕВА: Я не пробовала. Оно существует, открыла его женщина. Ну, они до сих пор работают. Я бы попробовала. Это уже есть. Но почему не попробовать? Я говорю, что будут сложности с ремонтом автомобилей и с такими вещами, и с безопасностью, опять же, женщин у них будут проблемы. Если они о них думают.

ЛИХАЧЕВА: Да, надо вообще пригласить эту даму, которая... Дама открыла вот эту компанию?

БУШУЕВА: Да.

ЛИХАЧЕВА: Поговорить с ней, а потом уже вы сами (это я так, для слушателей, говорю) решите, стоит вам повторять ее подвиг или нет. Итак, у нас сегодня в программе Марина Бушуева, основательница и владелица транспортной компании "Скарлет".

Марина, ответьте, пожалуйста, мне четко на вопрос, если бы не было этих 20 лет бизнеса и не было бы вашего знания психологии, вы бы какой сейчас были? Когда-нибудь фантазировали на эту тему? Я понимаю, что, конечно, у истории нет сослагательного наклонения, но тем не менее? Мне кажется почему-то, вы думали.

БУШУЕВА: Думала. И я думаю, что даже если бы я осталась в школе – значит, сейчас бы у меня была своя школа.

ЛИХАЧЕВА: Частная?

БУШУЕВА: Частная.

Не сидится мне на месте, мне надо двигаться, мне надо что-то придумывать. Я, собственно, и из школы из-за этого ушла. Я обиделась, я сказала: "Уродуйте детей сами, я не хочу за это отвечать".

ЛИХАЧЕВА: Вы считаете, в наших школах уродуют?

БУШУЕВА: Ну, на тот момент, у меня же фантазия, я же молодой специалист, мне не давали вводить новые методики. Я билась, я ругалась, я говорила, что так жить нельзя. И эти новые методики стали вводить уже спустя несколько лет.

ЛИХАЧЕВА: Скажите мне, пожалуйста, как психолог, этот вопрос меня очень интересует, это вопрос темперамента – когда человек не может сидеть на месте? Это потому, что он такой родился, таким холериком, что ли? Или это как-то приобретается в жизни, или это папа с мамой могут воспитать?

БУШУЕВА: Наверное, здесь знаете как, формирование личности – наследственность, среда, воспитание. С одной стороны, безусловно, есть что-то, когда человек таким рождается. Но если человек очень чего-то хочет, он может в себе это воспитать. Он может, оценивая свои качества, научиться из того, что есть, добиться чего-то колоссального. Даже если посмотреть на каких-то известных бизнесменов – не все из них холерики. Есть и достаточно...

ЛИХАЧЕВА: Да, есть просто флегмы такие, кажется.

БУШУЕВА: Да, да.

ЛИХАЧЕВА: Видимо, огонь внутри. А может быть, просто аналитика такая сплошная.

БУШУЕВА: Желание, движение, наверное. Вот главное – двигаться. Если человек сидит на месте... Я все время говорю, ко мне приходят, я говорю: "Двигайтесь, живите".

ЛИХАЧЕВА: Знаете, если у вот такого психотипа есть и, конечно, светлая сторона, но некая есть и темная. Я вот хочу спросить вас, почему так много психологов в последнее время я наблюдаю в своей жизни, которые увешаны такими большими массивными украшениями, какими-то чуть ли не цепями? У вас дома живет паук-птицеед и разные другие твари, достаточно агрессивные. Это такая темная сторона медали? Или это характер такой?

БУШУЕВА: Характер-то у меня, сами видите. Ну к шашке-то как же без...

ЛИХАЧЕВА: А что вот это за какие-то зубы прямо чьи-то? Это чьи-то зубы, у вас ожерелье из зубов?

БУШУЕВА: Нет, чьи-то зубы на другом, еще браслетик был из черепов, вот сегодня не надела.

ЛИХАЧЕВА: Жаль.

БУШУЕВА: Я говорю, что это черепа поклонников были.

ЛИХАЧЕВА: Понятно. Я просто даже стала искать в какой-то момент у вас, думаю: где-то должны быть обязательно черепа...

БУШУЕВА: Дома.

ЛИХАЧЕВА: ...Или в ушах, или еще где-нибудь. Раз есть зубы и ожерелье из зубов, значит, черепа. Но они есть.

БУШУЕВА: Ну, это, скорее, дань моде.

ЛИХАЧЕВА: Ну ладно, хорошо. Или так, что называется. Вот вам Игорь тут пишет: "А не надо быть такой красивой, чтобы вас водители слушались". Вернее так… Или как он там написал?.. "Чтобы водители слушались, не надо быть такой красивой". Да, и может быть, не стоит носить ожерелья из черепов поклонников и зубов.

БУШУЕВА: Ну, я вам хочу сказать, что они, в общем-то, слушаются. Иначе все было бы гораздо хуже.

ЛИХАЧЕВА: Как вы воспитываете ваших дочерей? Они у вас такие же, с шашкой, или пока еще нет?

БУШУЕВА: Вы знаете, одна с шашкой, вторая – более такая творческая девочка. Воспитываю я их в соответствии со своими жизненными принципами.

ЛИХАЧЕВА: Какие они, ваши жизненные принципы?

БУШУЕВА: Общечеловеческие. Вот буквально вчера такая ситуация была: мы смотрим мелодраму со старшей дочкой, такую девчачью-девчачью, и там ситуация, что у женщины ребенок в больнице. И вот она выходит из этой больницы, стоит у забора, плачет – все, жизнь кончается, ей жить негде, ребенок заболел, в общем, все плохо. И мне дочка говорит: "Вот ведь, никто и не подойдет, не пожалеет! Вот у нас такие люди". Я говорю: "Кто тебе сказал?" И мы с мужем в один голос: "Да нет!" Я говорю: "И люди такие, подойдут, и пожалеют, и помощью предложат!" Она: "Ну, может я одна такая дурочка, всем помогаю?" Я говорю: "Почему ты себе позволяешь так плохо думать об окружающих? Ты пытаешься сейчас сказать, что ты лучше всех? Это неправильно". Я ей рассказала притчу про двух людей. Кратенько расскажу, кстати, моя любимая притча.

Один человек идет из города А в город Б. По дороге сидит на развилке мудрец. Он говорит: "Слушай, как там в городе Б? – Ну, а как тебе в городе А? – Ой, люди злые, на улицах грязь, погода дурацкая! – Ну, боюсь, в городе Б тебе не понравится". Идет второй человек из города А в город Б, у мудреца спрашивает: "Слушай, а как там в городе Б? – А в городе А тебе как? – Знаешь, – говорит, – такой прекрасный город, такие люди! Они улыбаются, они гостеприимные, такие красивые дома, все так прекрасно! – Ты знаешь, в городе Б то же самое". Дочка сказала, что она поняла.

ЛИХАЧЕВА: Я думаю, что и наши слушатели поняли. И это действительно очень важная история. Давайте, может, правда, прекратим уже все-таки с утра до вечера поливать грязью нашу действительность, наш город, нашу страну, наш менталитет и так далее?

Я вот помню, я несколько раз уже говорила об этом в эфире, один иностранец, друг мой хороший, какое-то количество пожил в Москве и потом как-то напился, и говорит нам (мы сидели за столом): "Слушайте, русские, я вам вот что хочу сказать: почему вы думаете, что в вашей стране может что-нибудь наладиться, если вы целыми днями сидите на своих кухнях и поливаете себя и вашу страну грязью? С какой стати вы это делаете? И при этом хотите, чтобы у вас все было хорошо?"

Ну, мы хотим, чтобы у нас все было хорошо, и поэтому попробуем поменять сначала сами себя, а уже потом нашу окружающую действительность.

БУШУЕВА: Надо с себя.

ЛИХАЧЕВА: Марина, спасибо вам за то, что вы сегодня были с нами. Я очень надеюсь, как-нибудь вы к нам придете, потому что у нас очень много осталось тем еще незатронутых, и очень много вопросов, которые я не успела вам задать. Ну, будем считать, что у нас с вами все впереди, только начало.

Основательница и владелица транспортной компании "Скарлет" Марина Бушуева у нас сегодня была в программе "Они сделали это!" Действительно надеюсь, не в последний раз на "Финам FM", 99,6 в Москве. С вами была Елена Лихачева и программа "Они сделали это!" Я прощаюсь с вами до завтра, счастливо!

© Finam.fm

Полную версию интервью можно почитать/посмотреть/прокомментировать/и т.д. тут:

http://finam.fm/archive-view/5941/

О КОМПАНИИ | УСЛУГИ | НОВОСТИ | СТАТЬИ | КОНТАКТЫ | КАРТА САЙТА
аренда автобусов | аренда микроавтобусов | аренда автомобилей с водителем
ремонт авто | ремонт автобусов ПАЗ и КАВЗ | пассажирские перевозки
© 1999 — 2016 ООО "Скарлет" - аренда и прокат автомобилей
Магазин магических товаров
Изготовление сайта — веб-студия "SpaceBox"
Rambler's Top100 Rambler's Top100